mmontessori-190x227

144 года со Дня Рождения Марии Монтессори

31 Авг 2014

31 августа 2014 года исполняется 144 года со дня рождения гениального педагога, доктора и ученого Марии Монтессори.

Даже если бы Мария Монтессори и не стала педагогом, имя ее всё равно осталось бы в истории. Родившись в 1870 году в маленьком портовом городке Италии, она, как дочь государственного чиновника, могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость характера и нежелание быть, как все, проявились еще в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, которую с успехом заканчивает. И тут же принимает другое судьбоносное решение, которое изменяет ее жизнь. Мария увлекается естествознанием и делает свой профессиональный выбор. Ее путь – медицина, и она становится первой в Италии женщиной-врачом. После окончания Римского университета Монтессори получает частную практику.

Судьба сводит ее с “идиотами”. Так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их труды и  именно от Сегена узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то “из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми”. Это открытие настолько поражает Монтессори, что она добивается открытия Ортофренической школы “для укрепления умственных способностей” и становится ее директором. Двухлетняя работа заканчивается педагогической сенсацией. В 1900 году на школьном экзамене в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Понимая всю серьезность своих достижений, Монтессори принимает решение посвятить себя делу развития способностей обычных детей. Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступает в Римский университет, где изучает экспериментальную психологию и антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии,  возглавляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, преподает в Римском университете. Но то, что кто-то мог посчитать победой, для нее почти поражение. 
В 1907 году у Марии Монтессори появляется возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается Дом ребенка (Саsa dei Bambini). В классы Дома устремляются 50 маленьких дикарей, сквернословящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточено работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком жесткой деспотии и совершенно не могли поверить, что такое поведение результат предоставления ребенку свободы действий.

Пока вокруг нового метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триумфальных лекций в 1913 году изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает две золотые медали Панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования.

После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее государственным инспектором школ. А в 1923 году ее школы Монтессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее приглашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Махатмой Ганди, посетившим курс в 1932 году.

К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии окончательно испортились. В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет гражданская война. Начало мировой войны застает ее в Англии, из которой ее интернируют как гражданина государства-противника. Спасает приглашение теософского общества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но строит следующую школьную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Ребенку важно узнать не столько “что это”, а “почему это так”. Дети способны воспринять целостную картину больших и сложных явлений и, ведомые силой воображения, могут погрузиться в исследование того, что “зацепило”, заставило задуматься. Дидактический материал возникает из конкретных жизненных ситуаций. Так, например, Мария постоянно сталкивается в Индии с непомерной гордостью, с которой индийцы относятся к древности своей цивилизации, и рождается знаменитая “Черная лента”. Это многометровая лента, охватывающая время существования жизни на нашей планете. Учитель долго разворачивает ее, рассказывая о том, когда и какая жизнь господствовала на Земле. Только в самом конце многометрового полотнища открывается тонкая красная полоска. Именно она показывает, как недолго живет на Земле человек.

Только в 1946 году Монтессори возвращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации – Assoсiation Montessori Internationale (AMI), основанная ею еще в 1929 году. Именно здесь, окруженная почитанием сторонников ее педагогики и любовью внучек и внуков, она и умирает в мае 1952 года. 

« Вернуться назад


Яндекс.Метрика