Матвей Бородин
06 мая 2015

Ольга, мама Марты (6 лет) и Матвея (2 года)

Считается, что ребёнок вырастает копией родителей по взглядам на жизнь, реакциям на события, ценностям. Возможно, ценности моей семьи и были “идеальными” для нашего времени, но я редко могла им следовать – что-то мне мешало. Несамостоятельность, неумение отстаивать свою точку зрения, неприятие себя настоящей и желание следовать кем-то выдуманным идеалам, излишняя подчинённость событиям, мнениям других людей, особенно если они используют давление. Откуда это взялось?

Многое в поведении людей проистекает от того, что он впитывает ребёнком. Мне кажется, что многие дети поколения 80-х годов слишком много времени проводили вне дома, и огромное влияние на нас оказали не родители, а воспитатели яслей, детских садов, руководители кружков, даже соседские бабушки, позже и меньше – учителя школ, тренеры и родители одноклассников.
Что именно ребёнок “возьмёт” от людей, которые его окружают – неизвестно, но хотелось бы, чтобы в целом люди эти были психологически сильные, уверенные, знающие своё дело и помогающие другим, люди с теми ценностями, которые важны и для меня тоже.
Сейчас ситуация в стране такая, что воспитателей и учителей, не замученных желанием просто выжить, когда на другое уже сил (и денег) не остаётся, приходится искать. Многие педагоги в наше время – это люди, которые получили образование не по призванию, а “надо было куда-то поступить, а взяли только в Пед”. И в школы-детские сады они пошли работать, потому что “другой работы найти не смогли”. Очень мало тех, кто хочет дать знания детям, кто интересуется методиками, как это сделать лучше, интереснее, без нотаций и натаскиваний, как побудить (или хотя бы не уничтожить) в ребёнке желание познать мир самому. Я таких людей нашла в летних выездных школах – для старших детей – и в монтессори-школах – для малышей (надеюсь, что скоро появятся школы и для ребят от 6 лет).

В чём отличие подхода к детям в монтессори-саду от обычного нашего детского сада, даже дорогого платного? На детей там не давят, не заставляют их делать то, что они не хотят, не запихивают в них знания и умения, дети свободны в своём выборе занятий и времени на них – в пределах установленных для всех границ (их немного, но они важны, обычно они касаются вещей, опасных для здоровья). В идеале, конечно, а как организована работа в конкретном учреждении – надо узнавать. В “Золотой бусине” большинство педагогов имеют всемирно признанные сертификаты АМИ-учителей (стандарт образования по методике Марии Монтессори), и это единственная доступная петербуржцам школа такого уровня.
В монтессори-саду есть свои правила, а у воспитателей – чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность и безграничное уважение к людям, а самое главное – профессиональное знание о физическом и психологическом развитии детей разных возрастов. Они открыты для общения, при этом не имеет смысла ждать чего-то типа “да, мы сделаем всё как вы хотите, мой господин”. Если есть какие-то разногласия, вы сможете обсудить их один на один с учителем (без присутствия ребенка, как это принято в остальных заведениях, в нашей культуре вообще любят “пристыдить”) и вместе разработать общую модель поведения. Педагоги монтессори-школ не законсервированы в одном состоянии – они наблюдают за детьми и миром, постоянно учатся, познают новое – и свободно делятся своими знаниями. Они умеют договариваться, решать разногласия мирно, с учётом позиций всех сторон, умеют вовремя отойти в сторону и не мешать, а в нужный момент оказать необходимую (и достаточную) помощь. Именно эти качества они передают детям.
Особенно хорошо, если бы и дома ребёнка окружала похожая среда, а родные использовали такой же подход к воспитанию. Уважение друг к другу (и к ребёнку тоже); уважение к собственности (чужой и своей); принятие людей такими, какие они есть; понимание другого человека, его индивидуальности, его желаний и границ. Это был бы один из лучших подарков для детей следующего поколения.

« Вернуться назад


Яндекс.Метрика